О единстве в Союзе ЕХБ

83

В конце октября этого года исполняется 80 лет со времени объединения евангельских церквей в один Союз ЕХБ.

В чём была причина объединения церквей, и почему они вначале оказались не вместе?

Возникшие в конце ХIХ века общины, уверовавших в Господа и принявших крещение по вере, в начале ХХ века стали входить в один из двух организовавшихся Союзов церквей: Союз баптистов и Союз евангельских христиан.

Первые съезды баптистов на юге Российской империи проходили с 80-х годов ХIХ века. На очередном съезде в 1903 году впервые было предложено называть себя «евангельскими христианами-баптистами». В мае 1905 года на съезде, который проходил нелегально в Ростове-на-Дону, окончательно было утверждено наименование евангельские христиане-баптисты (ЕХБ).

Первый Всероссийский съезд евангельских христиан состоялся в сентябре 1909 года. На съезде был образован «Союз евангельских христиан», председателем которого стал Иван Степанович Проханов. (также было решено, что съезд будет только совещательным, потому что решения съезда носили характер братского совета, а не обязательного постановления для церквей.)

Таким образом, в начале ХХ века было два Союза церквей.

Если необходимо было объединение, то что «разделяло» церкви двух Союзов?

Представители обоих Союзов подчеркивали, что догматических отличий по основным вопросам в вероучениях евангельских христиан и баптистов никогда не было.

Некоторые различия были в практической жизни церквей. Историки называют несколько отличий в вопросе рукоположения служителей, в порядке возложения рук на крещаемых и при бракосочетании, в порядке совершения Вечери Господней. Некоторые различия имелись также в подходе в вопросах развода и вступлению в повторный брак.
Так как эти различия не были принципиальными или доктринальными, то понятно, что церкви стремились к общению и к объединению.

После 1909 года было выработано предложение об объединении для совместной работы, в частности были предложено установить один день молитвы в году об объединении, об совместном учреждении Библейских курсов, организации совместно печатного органа и Союза христианской молодёжи.

Через несколько лет, в 1912 году, по инициативе И.С. Проханова во Владикавказе состоялось совещание евангельских христиан и баптистов с целью создания соединительного комитета для выработки условий совместной деятельности в будущем. Был составлен двухсторонний договор – соглашение, который должен был быть утверждён Советом ВСЕХ и Правлением Союза баптистов или съездами Союзов.

Более масштабные действия по объединению церквей двух Союзов были в 1920 году.

С 19 по 24 января 1920 года состоялось первое Совещание Временного Общего Совета, на которое собралось 10 человек. Обсудив с молитвою вопрос о единстве евангельско-баптистского братства в России, совещание вынесло постановление: «Во исполнение желания Спасителя мира о единстве детей Божьих и для блага всего дела Божья в России призвать всех верующих, как евангельских христиан, так и баптистов в нашей стране, напрячь все духовные усилия к тому, чтобы достигнуть в будущем слияния двух течений в одно и двух союзов в один союз… Совещание решило в соответствии с вышеупомянутым соглашением считать означенный Временный Всероссийский Общий Совет евангельских христиан и баптистов основным и существующим с 19 января 1920 г. …»

Стал издаваться журнал «Братский Союз», девизом которого было: «И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно» (Иез. 37:17). Поэтому эмблемой «Братского Союза» было два жезла в одной руке.

С 1 по 4 июня 1920 года в Москве проходили Съезды обоих Союзов. Некоторые заседания были совместными. На последнем из них Съезд высказался за полное слияние в один общий Союз, который бы назывался, как было принято еще в 1905 году, «Всероссийский союз евангельских христиан – баптистов». Но 4 июня, когда перешли к техническим вопросам слияния союзов, обнаружились серьезные разногласия. На совместном заседании двух расширенных президиумов П.В. Павлов предложил, коллегиальное управление делами Союза по равному числу членов с обеих сторон и две коллегии Совета смешанного состава: в Петрограде и Москве. От расширенного президиума евангельских христиан на это последовало настоятельное предложение: чтобы в Совете был обязательно председатель в лице И.С. Проханова, а его заместителем был представитель от баптистов. И.С. Проханов со своей стороны, соглашаясь в крайнем случае на коллегиальное управление на один год, все же настаивал на том, чтобы местопребыванием Совета был Петроград, в Москве же находились бы два уполномоченных от Совета. Дальнейшие двухдневные переговоры на уровне президиумов союзов не привели к единогласию.

Через год было объявлено, что вопрос о слиянии не должен считаться решенным, а также, что «полное слияние может состояться на общем Всероссийском Съезде Евангельских христиан и Баптистов», подобно тому, какой состоялся в 1920 году.

Назначенный на июнь 1921 года объединительный съезд не состоялся по причине вмешательства властей. После 1923 года попытки объединения двух союзов прекращаются. Конец 20-х и 30-е гг. прошлого столетия были очень сложными для союзов и церквей: оба союза и большинство церквей были закрыты.

В 1942 г., когда шла война, образовался Временный Совет евангельских христиан и баптистов. От его имени вышло совместное воззвание к верующим, чтобы они молились за победу над нацистской Германией.

С 26 по 29 октября 1944 года в Москве состоялся съезд-совещание представителей евангельских христиан и баптистов. В работе съезда-совещания приняли участие 45 человек, преимущественно старейших работников союзов евангельских христиан и баптистов. 30 из них были рукоположенными пресвитерами. Участвовали также некоторые члены московских и подмосковных общин, среди участников было 7 сестёр.

Совещание постановило: «Предав забвению все разногласия в прошлом, из двух союзов – Союза евангельских христиан и Союза баптистов – создать один союз: Союз евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Советом, как руководящим органом с пребыванием в городе Москве».

Было выработано Положение о Союзе и для управления на местах принята система уполномоченных ВСЕХиБ по регионам (Украине, Белоруссии, Северному Кавказу), а также принята резолюция о системе областных старших пресвитеров, назначаемых ВСЕХиБ.

Кроме того, было принято «Обращение ко всем общинам евангельских христиан и баптистов в СССР», а также принято решение об издании журнала «Братский вестник», который стал выходить с января 1945 года.

В память об объединении в один Союз был установлен праздник «День Единства», который отмечался в последнее воскресенье октября. На последней неделе октября проводилась Неделя молитвы, через несколько лет она была перенесена на первую неделю Нового года.

1 января 1946 году ВСЕХиБ решением Президиума был переименован во ВСЕХБ (союз «и» был заменён на дефис). Такое же наименование получили и церкви, входящие в Союз. Это означало возврат к названию, которое Союз баптистов носил с 1903 года.

Так завершилась история объединение евангельских христиан и баптистов в один Союз. По словам некоторых старейших членов, в 70-е годы многие ещё помнили, кто из них был евангельский христианин, а кто баптист; но сегодня этого уже никто не помнит.

В настоящее время в отличии от России, где образовалось несколько Союзов Баптистов и Союзов ЕХ, в Беларуси не произошло отделение от Союза по признаку «кто был когда-то раньше» баптист или евангельский христианин.

Это не было столь актуальным для нас – мы евангельские христиане баптисты.