История

Духовное пробуждение в Российской империи началось во второй половине XIX века почти повсеместно в стране. Оно достигло территории современной Беларуси в начале 80-х годов XIX века. Вначале евангельская весть прозвучала на Гомельщине, затем в других местностях, а в самом начале XX века евангельские верующие появились и в Минске.

Как нам известно, дело евангельской проповеди во многих местах, в том числе и в Минске, начиналось с работы книгонош. Так в то время назывались служители Божии, которые в сумках разносили духовную литературу: Библии, Новые Заветы и брошюры духовного содержания и предлагали всем желающим приобрести, купить или получить даром. То было трудное время: репрессии царского правительства заглушали живую проповедь Слова Божия.

* * *

Как же стала распространяться евангельская вера в нашем городе?

До недавнего времени мы не имели точных данных, только разрозненные устные свидетельства. Но вот в Национальном историческом архиве был найден документ, который проливает свет на события 100 летней давности. Этот документ – рапорт начальника полиции Минска, составленный в начале 1914 года. (Национальный исторический архив РБ, фонд 295, опись 1, № 8462, листы 61 – 64).

В нем говорится о том, что из Харьковской губернии, из села Ободы, где была зарегистрированная «Община Русских христиан-баптистов евангельского исповедания», в Минск прибыл Андрюхов Герасим Степанович со своей женой Любовью Петровной. Сам он был работником «по продаже книг Библейского Общества», т.е. он был книгоношей. Здесь в Минске он получил разрешение от губернатора «на право торговать книгами и картинами» за № 34 от 12 августа 1902 года.

Основываясь на этом, всё же не можем ещё считать, что 1902 год – это год образования Минской церкви, но, лучше сказать, это год начала организованного миссионерского труда в Минске, год начала распространения евангельской вести. И вскоре в результате этого труда образовалась община.

Из устных рассказов уже отошедших в вечность братьев и сестер и из некоторых печатных источников известно, что уже в 1905 году в Минске проповедовалось живое Евангельское Слово и имелась небольшая группа верующих ЕХБ под руководством брата Белана. Так, по свидетельству одного из старейших братьев Кривоноса Трофима Герасимовича (1888-1978), в 1912 году в Минске на улице Петроградской (возле железнодорожного вокзала) собирались верующие-баптисты.

Первые евангельские верующие были простыми людьми того общества. Известны имена братьев, которые организовывали общину и трудились в ней. Это Григорий Яковлевич Слесаренко, братья Иван и Михаил Белан, Артемий Ходасевич. Братья почти все работали на заводах или железной дороге, а некоторые трудились в сельской местности. В начале 1914 года община уже насчитывала 21 человека (8 братьев и 13 сестер). Собирались они в квартире Михаила Федорова Белана, по Верхне-Ляховской ул., д.53, где и были застигнуты полицией, а затем привлечены к уголовной ответственности (о чем свидетельствует рапорт начальника полиции г. Минска).

Таким образом, на основании архивных данных и устных свидетельств старейших верующих нашей церкви, мы утверждаем тот факт, что евангельская община в нашем городе стала организовываться в 1905 году.

* * *

После Февральской революции 1917 года в Беларуси, как и в России и на Украине, открылась свобода для проповеди Евангелия. В это время в Минск приехали три брата белоруса, окончившие Библейскую школу В.А. Фетлера в Америке. Это были братья Поляков Демид Иосифович, Юржиц Корней Петрович и Аксючиц Павел Афанасьевич. Приехав в Минск, они сразу же включились в труд, и не только в Минске, но и по Минской области.

В Минске общину баптистов возглавлял брат Чеберук Борис Степанович.

Пастырь Чеберук Борис Степанович

Чеберук Борис Степанович был настоящий пастырь церкви. Он положил доброе основание и хороший пример всем служителям Минской церкви последующего периода.

В 1928 году органы власти арестовали брата Чеберука Б.С. и осудили на три года тюрьмы. Вернувшийся из тюрьмы Чеберук Борис Степанович снова был осужден на три года. Освободившись, переехал в Бобруйск: ему не разрешили жить в Минске. В 1937 году его арестовали в третий раз и, по-видимому, расстреляли.

Его служение принял брат Дрозд Михаил Кондратьевич, а затем Дубко Роман Васильевич и совершал его до 1935 года, был арестован вместе с другими проповедниками, осужден и, по-видимому, расстрелян.

С 1935 года служением руководил брат Ремизевич Степан Тимофеевич, был арестован и сослан на север. Последними были арестованы 10 сестер, в числе которых, и родная сестра брата Чеберука Бориса Степановича, Елизавета. Никто из них домой не вернулся. В 1937 году Минская община баптистов перестала функционировать.

Ремизевич Степан Тимофеевич
Ремизевич Степан Тимофеевич

В 1923 году из Петрограда в Минск от Союза Евангельских Христиан, возглавляемого Прохановым, прибыли братья Голубев Тимофей и Чечнев Виктор Николаевич. Они открыли в Минске общину Евангельских Христиан. Брат Голубев вскоре был послан Союзом Евангельских Христиан в Среднюю Азию, а Виктор Николаевич Чечнев совершал служение пресвитера этой церкви. Ему помогали в служении братья Кривонос Трофим Герасимович, Грицко Дмитрий Никифорович, Иванченко Потап Алексеевич, Демьяненко Григорий и др.

Так с 1923 по 1933 год в Минске функционировали две живых церкви: община баптистов и община Евангельских Христиан. Богослужения в общине баптистов продолжались до 1937 года, в общине Евангельских Христиан — до 1933 г., когда власти вызвали её руководство, отняли регистрационные документы и повесили замок на дверях молитвенного дома. С 1937 года по 1941 год в Минске богослужений в церкви ЕХБ не совершалось. Рассеявшиеся верующие без руководства жили, кто как мог.

Служение церкви возобновилось в 1941 году. Восстановлению этого служения содействовал брат Лагута Павел Игнатьевич, который в 1939 году вернулся из пятилетнего заключения из Карлага.

Лагута Павел Игнатьевич

Лагута П.И. (1888-1974) родом из Гродненской области. Уверовал в 1906 году, присоединился к союзу баптистов с центром в Москве. Как миссионер, пешком обходил области Поволжья и Средней Азии, везде благовествуя Слово Божие. В годы гражданской войны служил в госпитале, спасал тифозно больных солдат, с беззаветной любовью служа Богу и людям, являя пример истинного служителя Божия. В 20-е годы вернулся в родную Беларусь. В Минской церкви баптистов был рукоположен на диаконское служение. Из его воспоминаний известно много трогательных случаев, как Господь благословлял его в многотрудных миссионерских путешествиях, а также во время его заключения в Карлаге, как Бог избавлял его от многих опасностей. Это был пламенный борец за дело Божие и великий молитвенник, обладавший удивительным даром веры Божией. Его молитвы над больными и страждущими отличались особой силой.

В июле и августе 1941 года Лагута П.И. стал проводить библейские беседы по ул. Толстого у сестры Лапинихи, а затем на поселке Коминтерна, у нынешнего Велозавода, открыл молитвенное собрание. Это было трудное военное время немецкой оккупации. Лагута стал ходить по разбитым и сожженным улицам города собирать рассеянных чад Божиих, соединяя их любовью Христа в одно стадо. Остатки обеих общин слились в одну небольшую церковь, и Лагута стал совершать вечерю Господню.

В августе 1941 года Кецко Антон Митрофанович включился в труд вместе с Лагутой.

Кецко Антон Митрофанович

В то оккупационное время совершать богослужения нелегально было очень опасно. Пришлось обратиться к властям за разрешением и с большими трудами получить его. Кецко A.M. был избран пресвитером церкви.

За годы войны 1941-44гг., Минская объединённая община ЕХБ пополнилась новыми членами. Опасности военного времени заставляли людей искать помощи у Бога. Они приходили в молитвенный дом, каялись, крестились. Брат Рапецкий Яков Филиппович образовал в церкви хор, который исполнял песни на белорусском языке.

В то трудное военное время, когда жизнь каждого человека была в опасности, Минская община ЕХБ под руководством брата А.М. Кецко взяла под свое шефство два сиротских дома, в которых было 126 детей, из них 72 – из еврейских семей, что было не безопасно. Когда немцы делали проверку, то ярко выраженных еврейских детей прятали, а вместо них, чтобы сохранить число 126, Кецко А.М. и другие ставили своих маленьких детей, рискуя жизнью. Но христианский долг заставлял жертвовать собой. Братья ездили по деревням, собирали продукты питания, сестры варили супы и на коромыслах носили голодным детям, чтобы спасать их от голода.

Более подробная информация о спасении жизни детей сирот находится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

* * *

3 июля 1944 г. Минск был освобожден от немецкой оккупации. По антирелигиозным обвинениям атеистической власти были арестованы братья Кецко Антон Митрофанович, Кривонос Трофим Герасимович, Демьяненко Григорий. Демьяненко и Кривонос были осуждены на 5 лет лагерей, Keцко осужден на 10 лет и сослан в Восточную Сибирь. Пресвитерское служение по республике Беларусь принял на себя брат Чечнев Виктор Николаевич. Пресвитером Минской церкви был избран брат Войткун Михаил Константинович.

Чечнев Виктор Николаевич

Вот рассказ брата Канатуша В. Я. :

«В декабре 1945 г., после демобилизации из армии, я приехал в Минск и сразу был призван на служение в качестве проповедника и на работу с хором, который пришлось восстанавливать заново. В 1947 г. пресвитерское служение принял на себя брат Иванченко П. А. Я продолжал труд с хором, молодежью и служил в качестве проповедника. В 1950 году органы власти меня арестовали, обвинили в антигосударственной пропаганде и осудили на 25 лет строгих режимных лагерей. Так атеистические власти старались расправиться с теми, кто активно трудился по созиданию дела Божия. В лагерях я встретил служителей Божиих из многих регионов бывшего Союза. Мы были лишены переписки с родными, верующими, лишены свиданий, обречены на тяжелый каторжный труд и жизнь в бараках за проволокой и за решетками. Только силой Божией можно было вынести всё это».

Канатуш Владимир Яковлевич
Канатуш Владимир Яковлевич

 

К верующим в то время применялись и другие меры воздействия. Так нынешнего пресвитера церкви, тогда юношу, Ломако К. Г. в 1948 году районные власти, вместо отправки в армию, сослали на тяжелые работы в шахту, где он пробыл 4 года и потерял здоровье. А брата Фирисюка Александра Ивановича исключили с 5-го курса Минского технологического института. Но верующие крепились, стояли в вере, не сдавали своих позиций. Для них сияли слова Откр. 2:10: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни». Минская церковь ЕХБ продолжала свое служение.

Фирисюк Александр Иванович
Фирисюк Александр Иванович

В дальнейшем с 1947 пресвитерское служение несли братья:

  • Иванченко Потап Алексеевич
  • Белый Антон Лукьянович — с 1953 по 1958 и 1968 -1973 гг.
  • Панько Иван Калинникович — 1958 — 1961 г.
  • Бокун Станислав Игнатьевич — 1961 — 1968 г.
  • Букатый Иван Васильевич — 1974 — 1977 г.
Панько Иван Калинникович

В 1977 г. пресвитером был избран брат Ломако Константин Григорьевич. Он несет это служение до настоящего времени.

* * *

Интересна история нашего молитвенного дома.

В довоенное время первые собрания проходили по улице Петроградской возле вокзала. Это были собрания церкви баптистов. Евангельские христиане собирались по ул. Октябрьской. В 1937 году оба собрания не функционировали, они были просто закрыты.

В 1942 году во время немецкой оккупации в сгоревшем Минске очень трудно было найти помещение под молитвенный дом. Сперва верующие собирались на частной квартире в районе нынешнего Велозавода на поселке «Коминтерн». В марте 1942 года сняли под собрание бывший рыбный склад на улице Немига, дом 2.

В этом доме совершали свои богослужения до 1965 года. Под предлогом, что наше здание идет под снос для строительства Дома мод, городские власти предложили руководству церкви купить себе дом где-то на окраине города. Служители церкви нашли недостроенный дом на поселке Радиаторном, купили его и достроили это здание своими силами и на свои средства. В нем церковь собирались до 1980 года. В то время это была окраина города.

За это время община значительно выросла. В 1980 году с большим трудом мы добились разрешения на реконструкцию и перестройку нашего Молитвенного дома. С помощью Божией все члены церкви с энтузиазмом взялись за работу и, несмотря на многие препятствия со стороны местных властей (дважды запрещали продолжать строительство) дом преобразили в нынешнее прекрасное здание, которое радует взор и снаружи и внутри.

Церковь стала пополняться всё более и более новыми членами. Каждый год совершались крещения, в самой церкви проводилась кропотливая работа по духовному воспитанию членов церкви.

Вместе с тем, каждый год уносил с земли в вечность наших пожилых братьев и сестер, и в числе их ряд служителей. Апостол Павел писал по этому поводу: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Братья Чеберук Борис Степанович, Дубко Роман Васильевич, а также ряд проповедников церкви отдали жизнь за имя Господне и умерли насильственной смертью в трудное сталинское время как верные свидетели Иисуса Христа.

Когда в 1937 году после ареста братьев служителей оставшиеся сестры стали продолжать служение, тогда власти арестовали до десяти сестер, среди которых была и сестра Елизавета Степановна Чеберук, родная сестра пресвитера Бориса Степановича. Всех их сослали, и никто из них не вернулся.

Известны имена еще 13 служителей церкви, кто перенес гонения в заключениях, в лагерях в разное время. Многие из них вернулись и продолжили труд в церкви.

Эти братья и сестры — слава нашей церкви «Голгофа», мы рады, что они в трудный час выстояли и тем дают пример и нам, чтобы мы выстояли до конца при всех испытаниях, которые могут постигнуть нас на земле в последнее время.

* * *

В нашей церкви выросло новое поколение служителей, которые росли и воспитывались на наших глазах. Часть из них прошли учебу на Заочных Библейских курсах в Москве и здесь в Минске, другие окончили Библейский Институт и Богословскую Семинарию. При этом напомним и то, что в прежние времена, в 50-е, 60-е и 70-е годы в нашей церкви существовала подпольная школа для подготовки служителей Божиих. Это скрывалось от всех из-за опасности со стороны бывших атеистических властей. Руководил этой группой В. Я. Канатуш. Он проводил беседы на догматические и экзегетические темы и курс гомилетики. Это был большой вклад в дело Божие не только для нашей Минской церкви ЕХБ, но и для церквей всей Беларуси.

Здание церкви в настоящее время
Здание церкви в настоящее время

В начале 90-x годов прошлого столетия, с ослаблением позиций атеизма и притеснения, с наступлением доброго отношения к церквам со стороны государства, началась активная евангелизация. Вскоре в Минске и окрестностях открылись новые церкви, где находятся в служении братья и сестры, вышедшие из нашей центральной церкви «Голгофа».

Целый ряд проповедников нашей церкви стали пресвитерами вновь образовавшихся церквей не только в Минске, но и в других областях Беларуси.

Таким образом, в Минске образовалось уже много церквей, и так как наша церковь не имела специального названия, возникла необходимость в названии церкви. Поэтому, в ноябре 1992 года было принято решение о наименовании нашей церкви: «Голгофа».

Сегодня наша церковь «Голгофа» насчитывает около 800 членов. Общиной руководят два пресвитера: Ломако Константин Григорьевич и Рачковский Иосиф Николаевич. Также служение совершают 15 диаконов.

Церковь «Голгофа» провозглашала спасительную весть об Иисусе Христе не только в Минске, но и за его пределами. Проповедники и хора нашей церкви с Божьей помощью провели много евангелизационных, благотворительных служений в церквах, в театрах и домах культуры по городам и селам Беларуси. За все это слава нашему Господу.

Минская церковь ЕХБ «Голгофа» — растущая церковь, ряды которой ежегодно пополняются новыми членами, и среди них молодежь.

При нашей церкви существует большая воскресная школа. В 80-е годы она существовала подпольно на квартирах некоторых служителей и членов церкви. В 1987 году была переведена в помещения молитвенного дома, где быстро увеличивалась. В 1994-1997 гг. при содействии Божиим, с разрешения Фрунзенского райисполкома, было построено чудесное здание Воскресной школы со многими классами. Многие дети уже окончили её, а некоторые из них стали членами нашей церкви, приняв водное крещение.

Начиная с 1997 года, при церкви организованы кружки детского творчества. Много и других служений для детей совершает наша церковь.

* * *

Как мы знаем, вместе с проповедью и молитвой неотъемлемую часть христианских богослужений составляет духовное пение. Конечно, все мы участвуем в общем песнопении, которое объединяет нас в одном духе Христовом, но очень много участия в служении принимают хоры.

Впервые хор в нашей церкви был собран братом Чеберуком Борисом Степановичем в 1925 году. Он был и пресвитер, и регент хора. По свидетельству тех, кто помнил тот хор, пели не плохо, В годы войны в 1942-1944 гг. с хором занимался брат Рапецкий Яков Филиппович, но он затем выехал в Канаду. Нынешние два хора развились и выросли из того небольшого кружка энтузиастов пения, который в 1946-47 гг., с таким духовным подъемом начинали дело хорового пения. Начал эту работу брат Канатуш В. Я. В конце 1947 года регентство принял брат Евтухович Георгий Михайлович. Он продолжил труд по созиданию хорового пения. С 1958 по 1968 год хором управляла сестра Черкасова Варвара Георгиевна, лучшая пианистка того времени. В 1968 году брат Евтухович вернулся в хор. При нем наш хор приобрел особую музыкальность и духовность исполнения христианских гимнов. В 1985 году брата Евтуховича сменил молодой регент Николай Константинович Ломако и с благословением умножает славу Христу через служение хора до настоящего времени.

В 1965 году в нашей церкви был образован второй хор под управлением брата Працкевича Николая Яковлевича, который 25 лет прослужил регентом второго хора. Сегодня несет служение регента 2-го хора Леонович Илья Анатольевич.

В последние годы в церкви существуют молодежный хор. Не только в нашей церкви, но и во многих других церквах своей игрой был известен струнный оркестр народных инструментов.

Так чудесно Бог благословил певческо-музыкальное служение в нашей церкви.

* * *

Итак, вместе с Самуилом мы все можем сказать: «До сего места помог нам Господь!». Господь помог возвещать светлое Евангелие благодати Божией нашему белорусскому народу в Минске, и это благовестие достигло многих сердец. Господь помог нашей церкви на протяжении более 100 лет. Он наглядно показал, что Евангельское благовестие по преобразованию человеческих сердец не есть дело человеческое, а дело Самого Бога.

Господь Иисус Христос был, есть и остается нашей незыблемой скалой, опорой, защитой, прибежищем и утешением, нашей светлой надеждой и путеводной звездой на пути в небеса!

И мы все вместе хотим сказать словами Псалма 113:9: «Не нам, Господи не нам, но имени Твоему дай славу!»