500 лет Реформации

Автор: Осененко Павел Иосифович

В 2017 году весь протестантский мир отмечает 500-летие Реформации. Почему началась Реформация и почему она была необходима? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо знать, что предшествовало событиям в XVI веке, и что представляла тогда церковь в Европе.

К XVI веку в христианстве произошли перемены, которые изменили его до неузнаваемости. Учение Евангелия о благодати Господа Иисуса Христа было забыто и заменено учениями о заслугах человека перед Богом и необходимостью совершения добрых дел для спасения. Распространилась практика приобретения индульгенций – документов свидетельствовавших, что его обладатель освобожден от наказания за какой-то грех или всех грехов. Эти документы распространялись от имени Римского папы и приобретались за деньги. И после приобретения этих индульгенций не нужно было ни покаяние, ни проповедь Евангелия – так легко можно было оказаться спасенным и прощённым!

Немногие люди, хорошо знавшие Священное Писание, понимали что всё это не так. Один из них был Мартин Лютер, с именем и деятельностью которого связано начало Реформации. Мартин родился 10 ноября 1485 года в городе Айслебен, на краю Тюрингского лесного массива в Германии. Его воспитание, как домашнее, так и школьное, было очень строгим, что было характерным для того времени. О строгости своих родителей он впоследствии отзывался так: «Вообще-то они хотели мне добра». Учась в школе, Мартин показал значительные успехи. По желанию отца он поступил учиться в Эрфуртский университет, собираясь стать юристом. Он только что получил магистерскую степень, ему был двадцать один год, и тогда в его жизни произошел первый серьезный поворот. Однажды Мартин возвращался в университет из родительского дома. Разразилась страшная гроза. Молния ударила недалеко от него в дерево. Молодой правовед молил Бога защитить его и дал обет, что пойдет в монастырь. И через две недели Мартин ужаснул своих родителей и шокировал друзей, уйдя в монастырь и став монахом. Обеты, которые он принес, — послушание, бедность, безбрачие. Оставляя мир, он отдавался исключительно молитве. Находясь в монастыре, он прошел непростой путь духовных исканий. «Как угодить Богу? Как стать праведным, чтобы Бог принял его к Себе?» — вот те вопросы, которые не давали покоя сердцу монаха Мартина. Но ответы, которые он получал на свой вопрос, никогда не удовлетворяли его. Его поиск продолжался. Через несколько лет Мартина перевели в монастырь в городе Виттенберге, где он стал преподавать Писание во вновь открывшемся там университете. Когда он начал читать лекции по Слову Божьему, — особенно по Посланиям к Римлянам и к Галатам, — он сделал открытие для себя. Оказывается, праведность достигается не трудами, а она даруется нам через веру. Даруется не благодаря тому, что мы делаем, а благодаря тому, что Христос уже сделал ради нас. Слова ап. Павла «…праведный верою жив будет» (Рим. 1:17) привели Лютера к этому верному пониманию, ставшего для него целым откровением! Он называл это «новым чудесным определением праведности». Наконец, он постиг смысл изречения Павла: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою» (Рим. 3:28).

Вскоре после того как Лютер нашел ответ на свой главный вопрос, испытания пришли в его жизнь. В городе, где он жил, как и по всем германским землям, стали распространять индульгенции. Возмущенный этой торговлей, Мартин Лютер решил не молчать, а выразить своё отношение и мнение ко всему этому. Вначале он планировал начать академическую дискуссию. Для этой цели он опубликовал своё мнение в 95 тезисах. 31 октября 1517 года он поместил их на дверях дворцовой церкви в Виттенберге.

«Во имя любви к истине и стремления разъяснить её, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это, ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь», – таким предисловием начинались тезисы. Хотя тезисы были написаны на латыни, языке науки того времени, они вскоре стали достоянием всего народа, так как их перевели на немецкий язык и стали печатать на полвека до этого изобретенным новым методом книгопечатания. Не только Германия, но и вся Европа стала обсуждать эти тезисы направленные главным образом против продажи индульгенций. Тезисы поднимали вопрос о покаянии человека, и первые из них гласили:

  1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
  2. Это слово «покайтесь» не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

Таким образом, утверждал Лютер, без искреннего покаяния перед Богом невозможно получить Его прощение – никакой священник или священнослужитель не может сам простить грех, а прощает только Бог.

Позже М. Лютер написал и другие книги, в которых излагал евангельское учение и предлагал, как проводить реформы в церкви. Спустя четыре года после опубликования тезисов, Лютера вызвали на совет в городе Вормсе, где собрались император Священной Римской империи, эрцгерцог, курфюрсты, герцоги, архиепископы, папские нунции, послы — всего более двухсот представителей знати. И хотя Мартин Лютер прекрасно понимал, чем ему это грозило, он все же отказался отречься оттого, что написал ранее. Для него авторитетом были не церковь и не папа, а сама Библия, Слово Божье: «На том стою, и не могу иначе. И да поможет Мне Бог», твердо сказал он.

Реформация продолжалась в Германии, и в результате её образовалась Евангелическая церковь, вышедшая из католической церкви. Позже её стали называть Евангелическо-лютеранской церковь, или просто Лютеранской церковью.

В 1529 году императором был собран совет государственных мужей, который принял решение возобновить преследование лютеран. Шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи был подан протест против этого решения. По этой причине сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а все возникшие в результате Реформации некатолические конфессий — протестантизм.

Кроме М.Лютера в Европе были и другие реформаторы, которые действовали независимо от него. Это Ульрих Цвингли, начавший реформы в церквах Цюриха, а также Жан Кальвин в Женеве. В результате реформ в этих городах Швейцарии, возникли реформатские церкви, которые имели распространение и в других европейских странах, таких как Шотландия, Венгрия, Нидерланды, Великое княжество Литовское. В Шотландии трудами реформатора Джона Нокса образовалась пресвитерианская церковь.

В Англии реформы церкви начал король этой страны, но его цель была сделать церковь в Англии подчиняющуюся не папе римскому, а ему, королю Англии, при этом не меняя ничего в самой церкви. Дело реформ в церкви в этой стране продолжили пуритане – борцы за чистоту церкви от всего не евангельского.

В отличии от всех предыдущих направлений Реформации в Европе, которые проводили реформы опираясь на светскую власть, в XVI веке стали появляться реформаторы, которые считали что реформы в церкви нужно проводить без участия светской власти. Кроме того, они крестили взрослых, а не детей. Их назвали анабаптистами. Греческое слово анабаптист переводится как «ещё раз крещённый». Это название им дали их противники, утверждая, что они приняли крещение сначала во младенчестве, а затем крестились ещё раз. К сожалению, анабаптистов подвергали гонению все: и католики, и протестанты. После этих гонений они уцелели только в Нидерландах, где церкви анабаптистов возглавил Менно Симонс, и они получили название по его имени – меннониты.

В своей сущности Реформация – это возврат к учению и практической церковной жизни как это было в Новозаветное время, в век апостолов. Реформация имела целью не принести новое, чего не было раньше в церкви, а вернуться к началу, к первоисточнику, к тому, чему учит Священное Писание. Правда, учитывая все то, что было перед Реформацией – то сама Реформация выглядела как что-то новое; но всё же это была попытка вернуться к тому, что было в церкви от начала.

В Откр.3:3 Господь говорит: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся». Вот призыв актуальный во все времена истории церкви, и поэтому не случайно тезисы Лютера начинались с покаяния, заповеданного Самим Господом Иисусом Христом.

В век Реформации стали известны «пять принципов Реформации». Широкую известность они получили на латинском языке, и начинаются они латинским словом sola – только.

  • Sola Scriptura – только Писание.
  • Sola fide – только верой.
  • Sola gratia – только благодатью.
  • Solus Christus – только Христос.
  • Soli Deo gloria – только Богу слава.

Принцип «только Писание» утверждает, что основывать учение церкви можно только на Библии и не руководствоваться ничем иным. «В христианском учении мы не должны утверждать ничего такого, чему не учит Святое Писание, — подчеркивал М. Лютер. — Если кто-то из них (противников Реформации) будет досаждать вам и утверждать: «Вам надлежит иметь истолкования Отцов, поскольку Писание неясно и туманно», вы должны отвечать: «Это неправда. Не существует на земле более ясной книги, чем Святое Писание, которое по сравнению со всеми другими книгами — как солнце по сравнению с любым другим источником света. Они говорят это только потому, что хотят увести нас прочь от Писания и поставить себя в положение учителей над нами, чтобы мы поверили в их бредовые проповеди… Некоторые фрагменты Писания неясны, но в них не содержится ничего, кроме того, что вы можете найти в других фрагментах в ясном и понятном виде». Все протестантские направления признают только канонические книги Библии.

Принцип «только верой» утверждает, что человек оправдывается исключительно верой. Вера, спасающая человека, подразумевает убеждение, что Христос родился и умер лично за него. Лютер учил, что веру следует понимать как «доверие». Развивая эту мысль, Лютер использует иллюстрацию из практики мореплавания. Человек, не имеющий веры, похож на того, кто должен пересечь море, однако настолько боится, что не доверяет судну. Поэтому он остается на том же месте и не обретает спасения. И ещё, вера соединяет верующего с Христом: все, что имеет Христос, может иметь и верующий. Все, что имеет человек, принадлежит Христу. И теперь, грех, смерть и осуждение получает Христос, а благодать, любовь и спасение принимает верующий.

Принцип «только благодатью» прямо связан с доктриной оправдания верой. Суть этого принципа в том, что человек не способен спасти себя, освободиться от ужасной силы греха. Спасение — дар Божий, а не награда. Апостол Павел провозглашает: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9).

Принцип «только Христос» связан и с доктринами оправдания верой и спасения по благодати. Спасение человек получает через Господа Иисуса Христа и Его служение на кресте. К делу Его земной жизни ничего не добавят наши заслуги. Формулировки «Христос плюс закон» или «Христос плюс дела » только уводят от Бога. Поэтому апостол Павел смиренно признает в письме коринфской церкви: «Я рассудил у вас быть не знающим ничего, кроме Христа распятого» (1 Кор.2:2). Сам Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Принцип «только Богу слава» призывает к провозглашению славы великому Богу, и только Ему одному. Господь непостижим в Своей мудрости и силе.

Реформация – историческое событие, но она имела свое продолжение: после первого шага – возврата к библейскому учению (более к верной доктрине спасения), последовал и второй шаг – крещение по вере – т.е. крещение взрослых, тех, кто мог исповедовать свою веру, совершить покаяние, и в результате этого шага, стали образовываться в Европе в XVII веке баптистские церкви.

Кроме исторического продолжения, размышления о Реформации говорят и для нас о том, что в личной духовной жизни мы также должны возвращаться к началу – к Священному Писанию, к тому простому учения Господа Иисуса Христа и апостолов, которое было от начала.